Разделы







Развитие речи у детей от 0 до 7 лет
Материалы / Развитие речи у детей от 0 до 7 лет
Страница 6

Подражание звукам требует в первую очередь прислушивания к звукам голоса взрослого и произнесения их ребенком под контролем слухового восприятия. Вопрос о подражании звукам в раннем возрасте вызвал много споров среди исследователей-психологов. Одни утверждали, что дети в этом возрасте способны подражать звукам, а другие это отрицали.

Наблюдая детей, воспитывающихся в коллективе, им удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, «а-а-а», на «р-р-р», можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно. Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Это подготовляется в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Как известно, гласные звуки реализуются в речи в виде различных аллофонов, зависящих как от позиции гласных в слове (позиционные аллофоны), так и от соседних с ними согласных (комбинаторные аллофоны). Тембр гласного наиболее отчетливо обнаруживается на протяжении его относительно стационарного участка, а поскольку такие участки характеризуют тембры основных позиционных аллофонов гласных, то, по-видимому, освоение родного вокализма начинается именно с них. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы. При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется. Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию «трудных» зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов. Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию синкретичных сочетаний согласного и гласного звуков, т. е. Сегментов речи меняющейся звучности. Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить синкретично слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются и-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами – основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как «ма», «ха» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Инновационный менеджмент
Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенде ...

Лечебные свойства алоэ
Алоэ известно всем и встретить его можно практически в каждом доме. Родиной этого вечнозеленого растения считается Африка. В настоящее время в мире существует более 300 разновидностей алоэ. Любой ...

Безопасность функционирования технологической системы
Безопасность функционирования технологической системы определяется не только состоянием самой системы, но и правильной работой всего персонала, обслуживающего систему. Главным виновником несчастных ...